Самое дорогое у человека - это жизнь…

Да, человеческая жизнь в космическом масштабе - это всего только миг, но в этом миге - весь мир человека, его духовная и физическая сущность. И чтобы этот миг - жизнь человека - был богат событиями, хорошими и разными, человек должен быть здоров; необходимо, как поется в песне, чтобы "тело и душа были молоды". Наш специальный корреспондент встретился с луганским ученым, врачом, кандидатом медицинских наук, заведующим Луганской диагностической лабораторией, что базируется при 9-й городской поликлинике, Павлом Константиновичем Бойченко. Итак, размышляет ученый…

ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ

На несколько минут мысленно перенесемся в середину минувшего столетия - точнее, в 1945 год…

Закончилась вторая мировая война - самая страшная за всю историю человечества. Война завершилась разгромом агрессоров - фашистской Германии, императорской Японии и их сателлитов. Особенно сокрушительным было поражение островной Японии. Страна - в руинах. На ее долю выпала первая (хочется верить, и последняя) в истории человечества атомная бомбардировка, осуществленная американской военщиной. Страна оккупирована иностранными войсками. Идеалы японской империи - идеалы синтоизма - кажется, терпят крах. Японские офицеры - цвет императорской армии - в массовом порядке кончают жизнь самоубийством очень по-японски - через харакири. И вот проходит срок, совсем небольшой в масштабе истории, - десять лет. Страна поднимается с колен. Успешно залечиваются раны, нанесенные войной. И возникает чисто японское явление: совершенно стихийно - без какого-то ни было указания или подсказки среди рабочих возникают "кружки по качеству": после работы люди обсуждают проблемы качества работы, сами решают, как повысить результаты труда, его производительность. Раны, нанесенные японской науке, технике, индустрии войной постепенно рубцуются. Власти страны могут, наконец, передохнуть, обратить внимание на инициативу рабочих, поддержать ее. И вот глобальное событие: создается Всеяпонская ассоциация по качеству, куда входят представители всех слоев общества - рабочих, инженеров, конструкторов, ученых. А что было потом - знают все. Успех, грандиозный скачок вперед, скачок в будущее. И что мы наблюдаем теперь? Лучшая в мире электроника - японская. Страна, не располагающая почти никакими собственными природными ресурсами, выпускает прекрасные суда, автомобили, часы, химическую продукцию. Япония ведет едва ли не самую обширную в мире деятельность в патентно-лицензионной сфере. И в Японии же отмечается едва ли не самая высокая продолжительность жизни населения…

ГИМН КАЧЕСТВУ

Все перечисленное и неперечисленное стало возможным потому, что в Японии, и не только в ней, предусмотрительные люди своевременно занялись проблемой качества труда, качества продукции. Теперь лучшие в мире высокоточные и надежные изделия, наукоемкие высокие технологии - своеобразные визитные карточки Японии, США, Швейцарии, Германии…, но, увы, не Украины, не России, не других стран СНГ.

А ЧТО У НАС?

А у нас, уважаемые земляки-современники, положение совсем другое. Страна не пошла, не смогла пойти по пути Японии, потому что у нас главная посылка "цена товара и его качество - основополагающие факторы, обеспечивающие успешное продвижение товара" (посылка, успешно реализуемая в индустриально развитых странах) - так и не была осуществлена. У нас имело (и имеет) место лоббирование чиновниками интересов тех или иных фирм, и это, увы, в нашей стране главенствует! В большинстве государств существуют органы сертификации, осуществляющие контроль качества. В нашей стране это - сертифицирующие органы Госстандарта. Но если в других развитых странах роль этих органов велика, то у нас другие службы, не в пример, в большей степени влияют на работу предприятий и фирм, чем органы Госстандарта. И как итог - выпускается большая доля товаров низкого качества и оказывается масса несертифицированных услуг.

БРАК НА ПРИЛАВКЕ - ЭТО ПЛОХО, БРАК В МЕДИЦИНЕ - НЕДОПУСТИМ!

Если мы продукты питания, выпускаемые нашими отечественными производителями, предпочитаем заморским, то, скажем, автомобили, электронику, зачастую изделия лёгкой промышленности - как правило, наоборот. Почему - не нужно разъяснять. В конце концов, товар с браком можно вернуть, обменять, отремонтировать. От услуг сомнительного качества можно отказаться. Но есть такой вид услуг, который является жизненно необходимым и в котором брак совершенно недопустим. Проницательный читатель, конечно, уже понял: речь идёт о лабораторной диагностике болезней. Действительно, некачественные или невысокого качества лабораторные исследования - это нонсенс. Но в том-то и беда, что это качество невозможно сразу уловить. А последствия могут оказаться плачевными: неверное определение состояния больного, неверная диагностика, неверное лечение - всё это, возможно, будет не только бесполезным, но и вредным, и опасным, и может случиться непоправимое… Вспоминается невесёлая шутка, бытовавшая среди врачей прошлого: ошибку актёра выявит зритель, ошибку лекаря больной уносит в могилу…

НО НЕ ВСЁ ТАК ПЕЧАЛЬНО…

Да, к счастью, не всё. В последние годы в нашей стране сделан заметный шаг в сторону повышения требовательности и контроля за качеством лабораторной диагностики. Иными словами, все диагностические лаборатории должны получать сертификаты после аккредитации в органах Госстандарта. Это - прогресс в деле повышения качества лабораторной диагностики. Но, опять-таки, не всё слава богу! Дело в том, что отечественные программы, по которым производится аккредитация, к сожалению, сильно уступают соответствующим программам, разрабатываемым в развитых странах. Происходит "смазывание" приоритета. И проблема, как всегда, упирается в деньги, которых, как водится, не хватает, чтобы приобретать эталонные инструменты, приборы, материалы. Но в этом мы не одиноки. Дело в том, что технологии производства контрольных приборов и материалов крайне сложны и пока не доступны ни для одной из стран СНГ. Поэтому и стоимость этих приборов и материалов очень высока. Например, стоимость 1 мл контрольного материала, используемого в некоторых референс-лабораториях, может в сотни раз превышать стоимость 1 грамма золота! Поэтому стоимость обследования в референс-лабораториях настолько высока (хотя это и оправданно), что лишь очень немногие пациенты могут позволить себе пользоваться их услугами. Но функция референс-лабораторий - не только и не столько лечебно-диагностическая, сколько контрольная. Инспектор референс-лаборатории, например, при наличии оснований может запретить клинической диа-гностической лаборатории проводить тот или иной вид исследований, пока не будет обеспечиваться должное качество, должный уровень данного вида исследований. Скажем так: высококачественное оборудование, чистейшие реактивы, квалифицированные лаборанты сами по себе могут и не обеспечить высокую надёжность диагностики. Сумма всего этого плюс качество работы - лишь это даёт желаемый результат. В самом деле, слушателю в филармонии неинтересны размеры скрипки или смычка - он наслаждается музыкой. На стадионе болельщику не обязательно знать вес мяча или размеры ворот - ему нравится футбольная игра. Также и хорошая диагностическая лаборатория должна "играть", как хороший оркестр, как сыгранная футбольная команда.

НЕТ ПРЕДЕЛА СОВЕРШЕНСТВУ, НО… НЕ ДЛЯ НАС 

Совершенствуется техника, модернизируются технологии. Появляются предпосылки (увы, пока чисто теоретические) для создания референс-лабораторий в нашем отечестве. Это намного повысило бы уровень обследования больных в клинических лабораториях. Но… необходимо приобретать сверхдорогое оборудование, сверхдорогие расходные материалы, обновлять их, возобновлять запасы. А денег, как известно, нет ни у Минздрава, ни у Госстандарта. Поэтому благие мечты останутся лишь мечтами. А чем вымощена дорога в ад, известна всем. Значит, денег нет, вернее, не хватает на всеобъемлющую систему проверки диагностических лабораторий. При этом создаются условия для всевозможных злоупотреблений и проведения некачественных исследований. Дело в том, что исследования невысокого качества имеют, как известно, низкую себестоимость. А это, уважаемый читатель - потенциальный потребитель лабораторных услуг, значит, что, продавая эти лабораторные услуги, можно получить хороший барыш, сверхприбыль. Можно, в конечном итоге, нажиться на несчастье ближнего.

"СПАСИБО" ГОСПОДА, В КАРМАН НЕ ПОЛОЖИШЬ. И СОВЕСТЬ ТОЖЕ…

Да, в лабораторной диагностике в нынешней ситуации есть возможность и условия для злоупотреблений. Но здесь в полной мере должны проявляться моральные качества врача-лаборанта, его совесть, честь и профессионализм. К огромному сожалению, понятие "СОВЕСТЬ" - категория не экономическая, она в кармане не звенит. Совесть может либо мучить, либо дремать, она или есть, или отсутствует. А знаете, господа, опыт многих и многих показывает, что процент "хороших" и "плохих" людей "у нас" и "у них" примерно одинаков?!

GLP И GСР - ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Да, "плохие" люди есть и "за бугром", в развитых странах. Но там действуют жёсткие международные стандарты, которым должны соответствовать диагностические лаборатории. Примером таких стандартов является GLP - "good laboratory practice" - "добротная лабораторная практика". Луганская диагностическая лаборатория силами своих специалистов перевела (одной из первых в Украине!) эти стандарты на русский язык, старается их популяризировать и им следовать. И обучать им иногородних коллег: в Луганске стажируются врачи-лаборанты из Мариуполя, Бердянска, Запорожья, Днепропетровска, Киева, даже из самой Москвы. На том же Западе, в тех же развитых странах действуют стандарты GСP - "good clinical practice" - "добротная клиническая практика". Здесь чётко излагаются основные критерии диагностики - необходимые комплексы обследований для постановки или уточнения того или иного диагноза. Подразумевается, что все условия для полного обследования у врача есть. К сожалению, всё это - не о нас и не для нас.

ПРЕДМЕТ ТРЕВОГИ НАШЕЙ

Меня и моих коллег тревожит даже не только и не столько финансовая несостоятельность населения (для многих наших соотечественников выложить 150-200 гривен за полноценное лабораторно-диагностическое обследование - несбыточная мечта; но в экстремальной ситуации подобную сумму можно найти), как то, что рынок лабораторных услуг может быть поделен АДМИНИСТРАТИВНО. Мне известны факты, когда врачи испытывают жёсткое давление со стороны определённых официальных лиц: врачам - явно или скрыто - предписывается, чтобы они направляли пациентов в "нужные" лаборатории, в которых порой игнорируются все стандарты. Иными словами, анализы в таких лабораториях делают невысокого качества, а деньги берут "хорошие"!

ПРЕДСТАВИМ СЕБЕ НЕВОЗМОЖНОЕ…

Например, представим себе (см. начало публикации), что в послевоенной Японии власти не поддержали бы всенародную инициативу и движение за высокое качество товаров и услуг, а поощряли бы только "свои" фирмы и предприятия. Я уверен, что при таком раскладе Япония-2007 была бы отнюдь не в лучшем состоянии, чем Украина-2007! Если не в худшем…

Контакты

Луганская Диагностическая Лаборатория

г. Луганск

ул. Новопромышленная 10

Городской: тел. (0642) 34-71-78

Мобильный:+38 (050) 472-10-63

Мобильный:+38 (066) 175-87-67

Мобильный: (072) 130-05-00

Email: ldl@ldl.com.ua

Время работы:
Пн-Пт: 8.00-14.00
Сб: 8.00-12.00

Подготовка к сдаче анализов

Рекомендации по подготовке Вашего лечащего врача являются первоочередными!

Чтобы получить максимально точный результат анализов, необходимо правильно подготовиться перед сдачей биологического материала для анализов.

Убедительная просьба сохранять направления на анализы для передачи сотрудникам «Медицинского Диагностического Центра Луганская Диагностическая Лаборатория». Это позволит избежать недоразумений при выполнении анализов в лаборатории.